Н. Балакин РИСУНОК В НЕБЕ


ВВЕДЕНИЕ
_______________________________________________________

Когда-то человек позавидовал птице. Прошли столетия, и небо ему покорилось — он поднялся выше птиц. Но этого человеку показалось мало. Он решил посоперничать с птицей в искусстве летать.
Многое в этом направлении сделал основоположник высшего пилотажа русский военный летчик Петр Николаевич Нестеров.
Летчик-новатор, много работавший над проблемой повышения маневренной возможности самолета, он первым в истории авиации осуществил глубокие виражи и спирали. Убедившись в том, что на самолете можно делать крутые развороты, Нестеров на основании опытов и расчетов пришел к твердому выводу — на самолете возможно выполнить замкнутую фигуру в вертикальной плоскости.
9 сентября (27 августа) 1913 года Петр Николаевич на самолете «Ньюпор-4» первым в мире выполнил «мертвую петлю», положив начало высшему пилотажу.
Фигурный пилотаж уже при своем рождении рассматривался не как самоцель, а как средство, необходимое для успешного решения боевой задачи. П. Н. Нестеров считал: «Военный летчик никак не может обойтись без умения делать фигуры высшего пилотажа. Вертикальные виражи и скольжения, перевороты и петли должны быть обязательной программой для того летчика, который не захочет на войне играть роль курицы или мирного голубя. Участие авиации в будущей войне сведется к борьбе между самолетами разных типов. Неизбежные воздушные бои будут схожи с нападениями ястребов на ворон... А кто из вас захочет быть вороной?».
Надежный способ борьбы с летательными аппаратами противника при отсутствии на самолете вооружения Нестеров видел в умении летчика маневром или угрозой удара вынудить неприятеля к посадке. В случае же неудачи предлагал таран.
Свою идею Нестеров осуществил на практике. 8 сентября (26 августа) 1914 года на самолете «Моран» он нагнал в районе города Жолквы (ныне город Нестеров) двухместный австрийский самолет «Альбатрос» и после безуспешной попытки маневром посадить его пошел на таран. Так состоялся первый в мире воздушный бой. Вражеский разведчик был сбит, но при этом погиб и русский летчик-герой.
Начинания в области высшего пилотажа П. Н. Нестерова, К. К. Арцеулова, который впервые в истории авиации преднамеренно ввел самолет в штопор и вывел из него, П. И. Нагурского, впервые в мире выполнившего петлю Нестерова на гидросамолете, Е. Н. Крутеня, первым разработавшего принципы маневрирования в воздушных боях, а также сформулировавшего принципы тактики истребительной авиации, успешно развили и приумножили советские летчики С. П. Супрун, А. К. Серов, В. П. Чкалов, многие другие мастера пилотажа.
Овладев вершинами летного мастерства, наши летчики-истребители в годы Великой Отечественной войны наводили страх на гитлеровских захватчиков.
Развитию и совершенствованию высшего пилотажа способствует самолетный спорт. Советские спортсмены имеют отличные спортивные машины. Достаточно сказать, что сейчас одними из лучших пилотажных самолетов признаны во всем мире Як-18ПМ и Як-18ПС конструкции А. С. Яковлева.
Вот уже около сорока лет в нашей стране ежегодно отмечается день Воздушного флота СССР. На авиационных праздниках лучшие наши спортсмены-летчики блестяще демонстрируют индивидуальный и групповой пилотаж. Пилотажные комплексы считаются важнейшими элементами соревнований по самолетному спорту.
Начиная с 1960 года регулярно проводятся чемпионаты мира по высшему пилотажу.
Чемпионаты в Братиславе (Чехословакия) — 1960 год, Будапеште (Венгрия) — 1962 год, Бильбао (Испания) — 1964 год, Москве — 1966 год, Магдебурге (ГДР) — 1968 год, Халлавингтоне (Англия) — 1970 год, де Прованс (Франция) — 1972 год показали преимущества советской школы высшего пилотажа. Пилотаж наших летчиков отличается удивительным чувством меры, изяществом линий, четким рисунком каждой фигуры и комплекса в целом. Советские спортсмены завоевали две командные победы на чемпионатах, четырем летчикам присвоен титул абсолютных чемпионов мира по высшему пилотажу.
Об одном из них — абсолютном чемпионе мира 1970 года заслуженном мастере спорта Игоре Егорове — рассказывается в этой брошюре.