Две стороны чешских медалей

 

XVII чемпионат Европы по высшему пилотажу на поршневых самолетах проходил в Чехии, недалеко от городка Тужим, на небольшом грунтовом аэродроме. Соревнование собрало 51 участника из 13 стран и принесло вполне прогнозируемые результаты, и эти результаты вызывают двоякие чувства.

С одной стороны, наша победа в командном зачете в очередной раз подтвердила, что российская школа высшего пилотажа – самая лучшая, и по количеству летчиков, способных завоевать место в первой десятке – нам нет равных. С другой стороны, возраст этих летчиков, завоевавших 5 мест в первой десятке - от 43 до 51 года, а самому “юному” летчику нашей команды – 35 лет…

С одной стороны, спортсменки нашей команды вновь подтвердили свое преимущество перед конкурентками - завоевали первое место в женском абсолютном зачете, забрав все золотые медали и большинство остальных медалей. Но, с другой стороны, наших спортсменок осталось только две на всю Россию, да и от всей Европы женщин-участниц набралось только шесть…

С одной стороны, завоеванные в мужском абсолютном зачете 2, 3, 4, 6, 9, 13 места свидетельствуют об очень высоком уровне наших спортсменов, но, с другой стороны, звание абсолютного чемпиона Европы и Кубок Штроссенройтера ушли во Францию…

С одной стороны, мы выступали на самых лучших (по нашему глубокому убеждению) пилотажных самолетах в мире – Су-26М3, но с другой стороны, их всего три в мире и их возраст – более 20 лет, а новые пилотажные самолеты марки “Су” не производят уже около 10 лет…

С одной стороны, на наших самолетах стоят форсированные двигатели М-9Ф мощностью около 420 лошадиных сил, и проблем с нехваткой тяги мы не испытываем, но, с другой стороны, для обеспечения их работы наш инженер Алексей Шкляев и вся Сборная постоянно тратят огромное количество времени и сил…

Так что медали, которые были завоеваны сборной России в Чехии, как и положено всем медалям, имеют две стороны. Но обо всем по порядку.

 

Мы уже стали привыкать, что в последние годы тренировочный сезон начинается все позже и позже - такое впечатление, что следующий сезон нам придется начинать прямо на месте соревнований. В этом году эта печальная тенденция сохранилась. Главный тренер сборной России Виктор Смолин и Президент Федерации самолетного спорта Анатолий Коровин несколько месяцев добивались во властных структурах разрешения на тренировки сборной команды и легализации авиатехники. Всю зиму и весну мы вымаливаем у госчиновников право защищать честь России! Но и среди бюрократов встречаются патриоты – и мы взлетели в мае, а на Су-26 первый полет выполнили 10 июня.

Особенности погодных условий этого года наложили свой отпечаток на расписание тренировочных полетов. Пришлось начинать полеты с восходом солнца и заканчивать к полудню по температурным условиям. Пилоты могли переносить жару, но сдавала техника… А это значит – снова нехватка тренировок, цейтнот в отработке особо важных “темных” программ.

Исходя из особенностей расписания международных соревнований, было решено провести чемпионат России в июле и использовать его результаты для формирования сборных команд России в классе Advanced и Unlimited. Благодаря неимоверным усилиям и организаторскому таланту тренера сборной команды Валентина Барабанова, чемпионат России прошел на высочайшем уровне, еще раз подчеркнувшем непревзойденный статус аэродрома “Дракино” как центра подготовки сборных команд по высшему пилотажу. И это должно стать хорошей подсказкой Министерству спорта в решении вопроса о создании именно здесь Центра подготовки сборной команды по самолетному спорту.

Но лирика и спорт закончились, и мы занялись суровой и кропотливой работой по организации поездки на чемпионат Европы в Чехию. Практически вся команда, за небольшим исключением, была занята решением организационных и технических вопросов по поездке, все проблемы были решены вовремя, самолеты разобраны, погружены, “затаможены” и отправлены на машинах в Чехию.

Прибыли мы практически полным составом в Чехию заранее – за 11 дней до начала соревнований, чтобы иметь возможность в нормальном режиме собрать самолеты, облетать их и потренироваться.

По старой и неизменной традиции выгрузка самолетов происходила под дождем – погода нам дала предупреждение, что с ней не все будет гладко – все-таки сентябрь на носу.

Несмотря на это, разгрузка и сборка самолетов прошли бодро, самолеты были облетаны и мы потренировались несколько дней на аэродроме города Мост.

При этом, как обычно, продолжались проблемы с двигателями – из одного масло текло ручьем, другой работал с перебоями, так что расслабляться и получать “удовольствие” от перегрузок в пределах от –9 до +10 в процессе доводочных тренировок не всегда приходилось. Но, все-таки, благодаря неимоверным усилиям нашего инженера Алексея Шкляева и его верного “Санчо” – Андрея Поликарпова, основные технические проблемы были решены, и мы перелетели на аэродром небольшого городка Тужим, где и проходил чемпионат Европы.

Что такое Тужим? По большому счету - это Богом забытый поселок с довольно древней и, возможно, завлекательной историей, неплохой природой и вездесущими вьетнамцами. Это – огромный минус при поиске спонсоров. К примеру, чемпионат мира 2009 года в Сильверстоуне позволил организаторам привлечь большое количество спонсоров, ибо Сильверстоун - это Имя, его знают многие. Скажите, как можно, не краснея и не опуская глаз, начать разговор со спонсором, предлагая ему чемпионат где-нибудь в Урюпинске? Но, как говорится, что есть, то есть.

Первые же тренировочные полеты на месте соревнований дали повод некоторым спортсменам нашей команды призадуматься и броситься в экстренном порядке менять свои произвольные комплексы. Некоторых озадачил сильный ветер, господствующий пару дней, некоторые были вынуждены отказаться от длинных вращений на вертикали вверх. Причиной этому послужила непростая ориентировка в квадрате. Сложность представляли и отсутствие линейного ориентира, которым обычно бывает бетонная полоса, и равномерно-зеленые окрестности квадрата, и, кроме этого, большое количество скатанных тюков травы, обтянутых белой пленкой и раскиданных на полях рядом с аэродромом. Вдобавок к этому тренировки были прерваны низкой облачностью и дождем, размочившим и без того разбухшую полосу и похоронившим всякую надежду освоиться в квадрате.

Каждое утро, пока все спали, наша разведгруппа во главе с Виктором Смолиным на рассвете выдвигалась на аэродром – “смотреть дождь” со слабой надеждой - а вдруг развеется, и мы сможем потренироваться. Но все было напрасно.

 

Обязательная (квалификационная) программа “Q

И вот, 2 сентября XVII чемпионат Европы был торжественно открыт, и на следующий день полеты должны были начаться с выполнения обязательной программы, которая является квалификационной и входит в зачет, только если не отлетана ни одна из неизвестных программ.

Жеребьевка на порядок вылета в обязательной программе равномерно распределила российских спортсменов по всему списку, и первым из нашей команды выпало лететь Виктору Чмалю. Он первым и допустил достаточно серьезную ошибку, недовернув на вертикали вверх три четверти бочки, и результат его полета оказался невысок. Вторым еще бóльшую ошибку совершил Михаил Мамистов на этой же фигуре и, получив за нее “твердый ноль”, тоже оказался в середине результирующей таблицы. Остальные наши летчики отлетали хорошо, каждый - в соответствии с тренированностью и опытом, и все расположились в верхней части таблицы. Так как обычно результат квалификационной программы не входит в общий зачет, а влияет только на порядок вылета в следующей – произвольной программе, то все летчики имели шанс на дальнейшее продолжение борьбы за самые высокие места.

 

Произвольная программа

Розыгрыш этого упражнения растянулся на 3 дня – сказалась неустойчивая погода, а так же перерыв в полетах, связанный с неудачной посадкой итальянского летчика. Он перепутал посадочные знаки с полотнищами, обозначающими пилотажный квадрат, и произвел посадку, поломав свой CAP-232. Слава Богу, все обошлось без серьезных потерь, но Чилларио в шутку окрестили “палубным летчиком”. Что делать – в отсутствии полетов пилоты Unlimited становятся острыми на язык.

Произвольный комплекс каждый спортсмен составляет для себя сам, используя определенные правила (общий коэффициент сложности фигур должен быть не более 420 очков, количество фигур – не более 9, обязательное использование определенных типов фигур, неповторение элементов фигур и т.п.).

Существуют разные подходы к составлению произвольного комплекса – кто-то пытается использовать наиболее простые фигуры, чтобы с наименьшим риском попытаться получить высокий результат, кто-то пытается поразить судей и соперников необычностью и сложностью фигур.

Летчики нашей команды, имея в последние годы очень маленький тренировочный налет – 10-15 часов в год, вынуждены использовать первый подход, сводя к минимуму риск возможных ошибок, и комплексы при этом получаются однотипными и не очень интересными. Наши основные соперники – французские летчики, некоторые из которых имеют тренировочный налет около 200 часов в год, могут себе позволить программы с большим количеством сложных и интересных вращений. Правда, не всем из них удается выполнить эти комплексы с достойным качеством. Но что касается лидера французской команды – Рено Экаля, то он выполнил полет красиво, впечатлил не только четко выполненными сложными вращениями, но и крепостью своего здоровья - некоторые маневры с отрицательными перегрузками были выполнены с очень впечатляющей энергичностью и перегрузкой. Не обошлось, конечно, без небольших помарок, но они не помешали занять Рено первое место в произвольной программе.

Летчики нашей команды выполнили свои произвольные комплексы ровно, на достаточно хорошем уровне (каждый, конечно, имел небольшие помарки – кто больше, кто - меньше) и расположились плотной группой в верхней части таблицы, заняв 2, 3, 4, 5, 6, 12, 15, 17 места.

Результаты в верхней части таблицы были расположены очень плотно, с небольшой разницей в очках, что давало возможность практически каждому летчику высшей группы, при условии хорошо отлетанного темного комплекса, переместиться на самые высокие места.

В личном женском зачете результаты не вызывали особых волнений – российские спортсменки Елена Климович и Светлана Капанина и по качеству полетов, и по результату, были в большом отрыве от соперниц и, постоянно занимая места в первой пятерке общего зачета с мужчинами, фактически соревновались между собой и с сильнейшими летчиками-мужчинами. Дальнейшее соревнование должно было упрочить положение наших спортсменок, и в женском зачете оставался лишь один вопрос – кто из них, Елена Климович или Светлана Капанина, взойдет на высшую ступень пьедестала и станет абсолютной чемпионкой Европы в женском зачете.

 

Первая неизвестная программа (произвольный темный комплекс)

На этом чемпионате впервые на соревновании класса Unlimited начали летать так называемый “произвольный темный комплекс” (free unknown). В отличие от обязательной неизвестной программы, где все участники выполняют один и тот же комплекс, в этой программе каждая команда может составить свой вариант комплекса из фигур, поданных командами. Все варианты комплексов, предоставленные командами, опубликовывают, и каждый летчик решает сам, какой из опубликованных вариантов он будет летать.

Долго мы боролись в CIVA (подкомиссии по высшему пилотажу международной федерации авиационного спорта FAI), чтобы у нас была возможность самим составлять комплексы, и наконец-то добились этого права. В соревновании участвуют разные типы самолетов, и эта программа позволяет каждой команде так составить комплекс, чтобы наилучшим образом использовать возможности своих самолетов.

При жеребьевке на подачу темных фигур нам в кои-то веки повезло – мы вытащили первый номер. Подали сложную фигуру, которая постоянно тренировалась нами в разных комбинациях и которая часто встречалась в чемпионатах России. К слову, в крайние два года мы пришли к выводу, что тренировать конкретную “темную” фигуру бесполезно. Нам не всегда достаются первые номера в жеребьевке, гарантирующие возможность подачи фигуры в точности, как была отработана. Если мы в жеребьевке вытащим номер 2, 3, 4 и т.д., то элементы нашей фигуры могут быть выбиты соперниками, как взятки в преферансе… Кроме того, шокирующая всю команду тренировка Светланой Капаниной наших темных фигур в Сильверстоуне, раскрывшая всю нашу годовую тактическую разработку соперникам, привела нас к выводу, что надо тренировать отдельные элементы в различных комбинациях, а не отдельную фигуру целиком. Принцип пазла - из кусочков складываем любую целую картину.

Представленные соперниками фигуры были и технически, и физически сложными, с большой отрицательной перегрузкой. В результате комплекс оказался непростым, содержащим шесть скоростных выходов с большой отрицательной перегрузкой.

Из всех представленных вариантов комплексов наиболее удачными оказались российский и французский, и все участники выбрали именно их, разделившись примерно поровну. Начало и окончание обоих комплексов были одинаковыми, но в середине комплекса в нашем варианте фигуры лучше согласовывались с ветром – поворот на вертикали и так называемый “гусь” стояли против ветра, что помогало выполнять фигуры более красиво.


Погода продолжала испытывать на прочность наши нервы – подошедший циклон затянул розыгрыш этой программы на пять дней, из которых два дня не летали по причине дождя, низкой облачности и мокрой полосы. И когда дело дошло до полетов лидирующей группы, нервное напряжение сказалось – Светлана Капанина допустила ошибки и получила оценку “0” за две фигуры.

Это был шок. Светлана подошла к самолету как обычно предельно собранной и с лучезарной улыбкой. Каждый спортсмен следует определенным ритуалам, и эти ритуалы посторонним кажутся порой смешными: кто-то читает книгу, кто-то шнурует в определенной последовательности кроссовки, кто-то уединяется, чтобы глотнуть заветный напиток из термоса… Ну, вроде, все ритуалы выполнены. Взлет, разминка, и вдруг - непонятное кружение над квадратом, затем - уход в сторону. Мы сильно забеспокоились – в чем дело? Может, отказала связь, может, вылетела шпаргалка из держателя или, может, еще хуже - посторонний предмет в кабине - это грозит возможностью заклинивания рулей. В полном нашем непонимании ситуации Светлана совершает посадку и выясняется, что она зацепила облако на высоте 780 метров, что не соответствует правилам проведения соревнований - высота нижней границы облачности должна быть не ниже 800 метров. Взлетевший член жюри намерил 840 метров, и полеты продолжились, а Светлана стала дожидаться решения жюри. Мы все понимали, что тренер французов уже занес перо для написания протеста – ведь это должно было стоить Светлане нулевого результата за все упражнение, а французам - прибавки двух мест на пьедестале. Наконец, жюри решило пойти навстречу нашей спортсменке и, вопреки правилам, разрешило ей выполнить полет, но не в конце полетного листа, а сразу, сейчас… Светлана вынуждена моментально собраться в полет. Она торопится – ищет, куда положила свои подушки и гарнитуру, успокоить ее невозможно. И, как результат – выполненные на “твердый ноль” две дорогие фигуры. Жюри, приняв неадекватное решение, практически выбило Светлану из борьбы, а подавать протест не было возможности – жюри и так пошло нам навстречу, нарушив правила, а неизвестные комплексы по правилам соревнований перелетывать запрещено.

Следующим ошибку допустил Виктор Чмаль – вместо чистой вертикали вниз связочной фигуры он выполнил на ней штопорную бочку. В результате он получил “0” за эту фигуру, но, так как ее коэффициент сложности был мал, а весь полет был выполнен с хорошим качеством, Виктор занял высокое пятое место. Виктор, как тренер Светланы Капаниной, тоже находился в сложной психологической ситуации, практически приняв часть удара на себя, так что его полет можно расценивать как превышение пределов возможного.

 

Кроме всего прочего, полеты подтвердили сложность выполнения комплекса с большим количеством отрицательных перегрузок, и одним из самых сложных моментов было начало комплекса - из обратного полета, на большой скорости, с выходом вверх на большой отрицательной перегрузке. Как метко заметил Александр Гревцев: “После выполнения первой фигуры, дальнейший полет проходил как “от третьего лица”.


Елена Климович, несмотря на создавшийся в связи с ошибками Виктора Чмаля и Светланы Капаниной ажиотаж в стане соперников, выполнила полет с безупречным качеством, не оставив надежд основным конкуренткам. Она – чемпионка Европы. И француженкам не остается ничего другого, как поздравить Лену. Мы объяснили им на ломаном французском, что лично у нас сомнений не было никаких. Виват, Россия!

“Старая гвардия” нашей сборной отлетала эту непростую программу хорошо, заняв 2, 3, 4, 5, 6 места, пропустив вперед только победителя соревнований – француза Рено Экаля.

Достойно выглядели и наши относительно недавно выступающие в сборной класса
Unlimited летчики – Александр Гревцев и Анатолий Белов, занявшие 10 и 18 места соответственно.

На этом соревнование в классическом стиле на чемпионате Европы закончилось, так как оставшегося времени не хватило на розыгрыш второй “обязательной” неизвестной программы, и, таким образом, мы потеряли шанс догнать и перегнать нашего основного соперника – Рено Экаля.

По сумме двух упражнений спортсмены заняли следующие места:

Место

Спортсмен

Количествово очков

1.

Рено Экаль (Франция)

8232,55

2.

Михаил Мамистов

8155,60

3.

Александр Кротов

8104,13

4.

Елена Климович

8102,18

5.

Олег Шполянский

8079,63

 

………………………

 

7.

Виктор Чмаль

7953,90

 

………………………

 

10.

Александр Гревцев

7725,69

 

………………………

 

15.

Анатолий Белов

7473,88

 

………………………

 

18.

Светлана Капанина

7231,17

 

………………………

 

 

В результате российская команда, в состав которой вошли Михаил Мамистов, Александр Кротов и Елена Климович, выиграла командный зачет, опередив команду Франции на 356 очков, третье место заняла команда Великобритании.

В женском зачете с большим преимуществом победила Елена Климович, уверенно добавив титул абсолютной чемпионки Европы к титулу абсолютной чемпионки мира.

В мужском зачете российские летчики завоевали все серебряные и бронзовые медали, пропустив вперед только лидера французской команды – Рено Экаля. В этом нет ничего удивительного – в отличие от российской сборной, французская команда пользуются поддержкой государства, и Рено имеет возможность налетывать около 200 часов тренировочных полетов в год. Мы же, в лучшем случае, имеем тренировочный налет около 15 часов в год, да и то, если повезет и найдется спонсор, хотя бы частично взявший на себя функцию государства по поддержке авиационного спорта.

Конечно же, результат выступления нашей сборной под руководством Виктора Смолина на прошедшем чемпионате Европы можно считать очень хорошим – российские летчики из возможных 25 медалей завоевали 16, в том числе 5 золотых, 6 серебряных и 5 бронзовых, и мы выражаем глубокую признательность ОАО “ОКБ Сухого”, оказавшему поддержку российской сборной, в том числе в виде ремонта наших ”возрастных” самолетов. Кроме этого, наше удачное выступление на чемпионате Европы не могло бы состояться без поддержки нашего партнера – российского отделения концерна ”Mazda”.

И все же хочется выразить надежду, что наше государство в конце концов осознáет необходимость поддержки не только олимпийских, но и авиационных видов спорта. Почему-то у нас есть уверенность в том, что для укрепления престижа нашей страны и для повышения ее обороноспособности значение самолетного, вертолетного, парашютного и других авиационных видов спорта никак не меньше, чем, например, керлинга или бадминтона.

Михаил Мамистов,

Анатолий Белов

 

Официальный сайт чемпионата

Результаты чемпионата