Мочалина Людмила Васильевна



Родилась 25 мая 1946 года, с.Рогожка, Сеченовский район, Горьковская область.
Абсолютная чемпионка Украины, двухкратная абсолютная чемпионка
СССР, 4-х кратная чемпионка СССР, 3-х кратная чемпионка Спартакиады Народов СССР. Многоразовый серебряный и бронзовый призер чемпионатов СССР, международных соревнований соцстран, победитель в упражнениях, чемпионка мира, серебряный и бронзовый призер чемпионатов мира.
Мастер спорта международного класса.
Судья международной категории.
Заслуженный тренер Украины.
Награждена правительственной медалью «За трудовое отличие», грамотами ЦК ВЛКСМ, дипломом им. Гагарина.


Федерация самолетного спорта России благодарит Людмилу Васильевну за материалы, предоставленные для раздела История в фотографиях.


О себе

В 1963г окончила Сеченовскую среднюю школу, осенью приехала в Луганск к
родственникам и осталась.
В 1964 г посетила Луганский аэроклуб. Этому предшествовал полет Ю.Гагарина в космос, потом в космос полетела женщина Валентина Терешкова. И было принято окончательное решение – только летать, хотя в детстве мечтала стать врачом. Меня всегда тянуло к сложным профессиям, хотя по натуре я не сорви-голова, где-то чего-то боюсь, стараюсь над страхом одержать верх. Когда переступила порог аэроклуба, а до этого никогда самолет близко не видела, а увидев в коридоре, классах много схем, деталей двигателя, самолета, сердце дрогнуло смогу ли я всё это одолеть. Тут встретился инструктор-парашютист, узнав зачем пришла, уговорил сначала записаться в парашютную секцию.
Сделала 45 прыжков и сказала себе – это не моё. Хочу летать. Прошла все комиссии,
учебу, зачеты, начала вместе с моим первым учителем Куриловым Леонидом Николаевичем на самолете Як – 18У азы летного дела. И 2 июня 1965 года вылетела самостоятельно на самолете Як – 18У.
Пилотажем начала заниматься в Луганском аэроклубе. В 1965г отлетала всю программу, мне и подруге Неле Калининой предложили переучиться, т.е. освоить чешский самолет, который выполнял весь прямой и обратный пилотаж. В общем приступили к освоению вместе с инструктором. Леонид Курилов вместе с нами стал мастером спорта, чемпионом Украны, вошел в сборную Украины, потом летал на Л-29 и так же выступал на всех соревнованиях, которые проводил ДОСААФ. Неоднократно становился Чемпионом СССР на реактивных самолетах. Эту любовь к пилотажу и нам привил. Потом в 1968г я попала на молодежные сборы сборной СССР, которые проходили в Луганске. И моим вторым тренером стала знаменитая летчица Маргарита Николаевна Кирсанова. Интересный человек и очень требовательный педагог. Досталось мне от неё. Рвала мои плохо нарисованные шпаргалки, всегда говорила, как нарисовала, так и будешь летать. Выколачивала из меня только правое вращение. Настойчиво требовала разностороннее вращение. Её труд оправдался, в конце сборов я вышла в лидеры. Я была ей очень благодарна, она лепила из меня летчика с большой буквы. Третьим учителем и педагогом был Игорь Егоров.
Первый раз в соревнованиях участвовала в 1966г. В Киеве проходили республиканские соревнования с участием всех клубов: Киев, Харьков, Донецк, Кировоград, Луганск, Одесса, Симферополь, Севастополь, Запорожье. Мне 20 лет. Мастерство свое буду показывать на чешском самолете Z-326, но пилот я «сырой», налет мизерный, а самолет капризный – не прощал неумелых рук. Программа в то время была 2 обязательных комплекса. Первый – только прямой пилотаж, второй комплекс состоял из фигур обратного пилотажа, только первая и крайняя фигуры были прямые. С первым упражнением справилась, а вот со вторым пришлось бороться, кто кого. Но выполняла наказ наставников бороться до конца. Начинаю выдавливать из обратного полета в прямой, а самолет выворачивается
на 90 градусов. Выполняю наказ – доворачиваю до правильной линии полета и опять в
обратный и при выходе из обратного такая же картина. И так все фигуры с уклонением на
90град., кроме первой и крайней. А главным судьей тогда был Воловень Владимир
Михайлович. Он был удивлен: «Покажите мне этого спортсмена, зная, что получает нули,
борется до последней фигуры. Это великий спортсмен». Вот такими были мои первые
соревнования. Потом с каждым годом приходил опыт, навыки и в небе ты уже свой, а не
слепой котенок. В 1967г первое выступление на Чемпионате СССР, который проходил в
Тушино, заняла 10-е место. В 1971г первое выступление на международных соревнованиях соц. Стран, которые проходили в г.Орел. По одному из упражнений выскочила на первое место, чувство гордости распирало. Спать ложилась чемпионкой, а утром проснулась на 2-м месте.

Летала на самолетах: Як-18У, Як-18А, Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС, Як-50, Як-52,
Як-55, Z-326, Z-226.

Занималась пулевой стрельбой. В перерывах между сборами старалась наверстать,
потом опять уезжала на месяц. Тогда мой тренер поставил меня перед выбором. Это было хобби, а полеты занимали всё пространство, и я оставила стрельбу.

Наиболее запомнившееся событие – это XXI съезд комсомола Украины в апреле 1970г. Я была делегатом от Луганской области и мне надо было на этом большом форуме выступать. Огромный зал дворца Украина заполненный до отказа молодежью, выдающимися людьми, гостями из других стран. В президиуме первые лица страны. Поджилки тряслись в ожидании выхода. Легче было слетать на каких-то крупных соревнованиях. Но когда подошла к трибуне и сказала первое слово, нервы стали приходить в норму. Выступление готовилось, оттачивалось, много раз проверялось. Еще в этом докладе была затронута проблема нашего Луганского аэродрома «В. Тарасовка», его собирались закрывать. Эта проблема была решена, уже ночью в Москве в ЦК ДОСААФ подписали приказ «не закрывать аэродром В. Тарасовка», чтобы молодежь могла реализовывать свои мечты. После выступления я стала знаменитой, раздавала автографы, хотя на тот момент уже была абсолютной чемпионкой СССР. Потом меня в мае 1970г пригласили принять участие в работе XVI съезда комсомола СССР, который проходил в Москве в Кремлевском дворце съезда.

Наиболее запомнившиеся соревнования? Каждое соревнование – это особенная
атмосфера, а их было много. Целую книгу можно написать о них, о команде. Оно всё
взаимосвязано. В 1969г в Киеве проходил чемпионат СССР, команд участвовало много.
Маршрут, пилотаж и впервые ввели полет по кругу. Оказалось не простое это упражнение – комедиантов было много. Жили в сосновом бору. Пока шли подсчеты, спортсмены находились в ожидании, особенно те, кто шел на призовое место. Абсолютными чемпионами стали Володя Мартемьянов и Людмила Мочалина. Сначала я не верила своим ушам, а глаза увидели результаты, за плечами стали вырастать крылья. Опускать флаг соревнований рядом с великим спортсменом и человеком Володей Мартемьяновым, это было для меня большим достижением.
Еще в 1966г у нас в Луганске на аэродроме проходил чемпионат СССР. Я не участвовала, т.к. летала всего второй год. Но какие пилоты прибывали на этот чемпионат. Я о них читала в журнале «Крылья Родины»: Кирсанова, Васильева, Пересекина, Соловьева и др. Я смотрела на них и хотелось от каждой что-то перенять.
В 1973г чемпионат СССР в Орле. Три золотые медали. Игорь Егоров и я становимся
абсолютными чемпионами. Нам вручили призы журнала «Крылья Родины». И опять опускать флаг соревнований мне довелось с великим пилотажником Игорем Егоровым.
В 1976г чемпионат Мира в Киеве. На открытии чемпионата людей было море, я больше нигде не видела такого огромного количества зрителей. Игорь Егоров и я выступали с показухой. На этом чемпионате запомнила полеты двух упражнений – обязательный и произвольный. В обязательном я поймалась на колоколе. Нервы так шалили, что я прозевала момент страховки. Сколько пришлось пережить, пока самолет долго падал на
хвост и не знал куда ему упасть. Нахально отобрал у меня половину высоты, упал то куда
нужно, а высота!? Скреблась, как могла. Произвольный леталось легко, с наслаждением,
как будто я танцевала Лебединое озеро. Я и самолет одно целое. А ночью около часа мне позвонил руководитель команды Александр Федорович Тырсин: «Масьена, поздравляю с титулом чемпиона. Ты вышла на 3-й мужской результат и первая среди женщин». Я не ожидала, уснуть до утра не смогла. Душа пела, сердце ликовало. И только на аэродроме, принимая поздравления ощутила победу. Второй темный – бронза. В целом комплекс не запомнился. Единственно коронку команда готовила для темного, это с обратного полета выход на вертикаль и скрутить отрицательную полубочку. Кто летал на Як-50, знает что такое выйти на хорошей скорости, глаза вылезали из орбит, а все внутренние органы испытывали ненормальную перегрузку. Но на соревнованиях жюри отклонило эту фигуру в целях безопасности. Команда заменила на угле 45 с обратного полета. Немного легче, но… Ради победы, возвращения кубка Нестерова на родину, ставились запредельные задачи.
Задача была выполнена – мужская и женская команды стали чемпионами.

О спорте.
Хорошо сказал Игорь Егоров в песне, которую он сочинил на тренировочных сборах 9 июня 1977г, оригинал подарил мне с автографом.

Над головой 100 метров, а дальше земля
Я весь как пружина сжат.
Держу минус шесть и на вертикаль
Машина выносит меня.
Я на вертикали свободен от всех
Нагрузок, земных тревог
И солнце танцует на плоскостях
И в такт ему сердце поет.
Мы акробаты неба, наш друг самолет
С ним вместе творим чудеса
И счастье наше поймет лишь тот
Кто с нами уйдет в небеса.
Конечно, не просто от минус шести
До плюс девяти уходить
И стрелы линий и вихрь штопорных
Вокруг креста уложить.
В трехмерном пространстве твоя карусель
Смешала слезы и пот
Ты лепишь лучший комплекс свой
Ты весел, ты счастлив, ты горд.
Рисунок в небе, узор в синеве
Как хочешь его назови,
Но это больше, это – жизнь,
Которую выбрали мы.
Но было, когда металл уставал
Тогда приходила беда
И прятало небо от нас навсегда
Друзей дорогих имена.
Но с нами они каждый шаг, каждый взлет
Ищут, находят, живут
И с каждой победой в новый бой
Они вместе с нами идут.
Над головой два метра, а дальше земля
Я весь как пружина сжат.
Держу горизонт, но вертикаль
Еще впереди у меня.

Команда.
Женская команда в обновленном составе в 1969г, основной костяк составили Зина
Лизунова, Лида Леонова, Света Подоляк, Света Савицкая, Люба Немкова, Валя Яикова и я – Людмила Мочалина, приступили к работе под присмотром мужской половины – Володя Мартемьянов, Леша Пименов, Игорь Егоров, Валентин Пономарев. Они были нашими наставниками, у них был опыт соревнований, опыт пилотажника, они были корифеями в самолетном спорте. Каждый из них был личностью, они были разные по характеру: интеллигентный Володя, ершистый и прямолинейный Леша, цыганский виртуоз на земле и в воздухе Валентин, зажигательный с тонким юмором, прекрасный гитарист Игорь. Команда для нас была - семья, большая семья, со своими законами, обязанностями. 30 дней работали, постигали премудрости высшего пилотажа, преодолевали вместе трудности и радовались удачам. Небольшой перерыв и снова тренировочные сборы. Потом мужская команда постепенно обновлялась, на смену пришли достойные ребята: Витя Лецко, Витя Смолин, Женя Фролов, Юргис Кайрис, Стенос Артишкявичюс, Саша Шпиговский, Коля Никитюк, Миша Молчанюк, Роландос Паксис и др. Каждый из них внес большой вклад в развитие школы высшего пилотажа. Команда объединяет в себе очень много, двумя словами не охватить ее жизнь. По утрам бегали на зарядку, вроде как надо. Хотя нутро иногда сопротивлялось. Зимой вставали на лыжи, фаворитом гонок был Витя Смолин, я всегда старалась тянуться за ним, он задавал темп. Не забыть красоты зимнего леса. Летом иногда команда выезжала на отдых, но всегда на первом месте были полеты. Уставали очень, работали много. На долю женской команды выпало не мало трудностей, но несмотря на все перипетии жизненные и спортивные никогда не унывали. Потом пришли Халидэ Макагонова, Наташа Сергеева. Они внесли в наш сформировавшийся быт что-то новое, желание больше работать и познавать мир пилотажа. А победы впереди. Ссорились, мирились, радовались и огорчались – это была команда.

После ухода из сборной долго не могла найти свой угол, очень скучала по команде. Но
надо было найти силы научиться жить по земному. Было ощущение, что тебя выбросили за борт и ты барахтаешься, пытаясь доплыть до берега. Хорошо, если научился плавать.
Растила дочь, нам надо было выстоять, я не имела права на ошибку.
Увлекли работой ребята-спортсмены. Им нужна была моя помощь. И я вернулась в свою стихию, вместе с ними училась быть тренером. Работала с Луганской командой и со
сборной Украины. На сколько я смогла реализоваться не знаю, но мне было интересно
работать с ними. Горжусь успехами Сережи Пролагаева. Заработать титул чемпиона мира нелегко, но он способный и одаренный ученик. И сейчас Сергей продолжает борьбу на пилотажном ринге.
В 1982г окончила Куйбышевский авиационный институт, факультет летательные аппараты.
Я очень благодарна Юрию Леонидовичу Тарасову, благодаря его усилиям я выбрала этот институт. Ведь Самара – город авиаторов.
Дочь получила высшее образование инженер-строитель, вышла замуж и теперь я помогаю им воспитывать внучку Аню.