Н.Балакин Рисунок в небе

Н. Балакин РИСУНОК В НЕБЕ


ЛЕТЧИК ДОЛЖЕН БЫТЬ СИЛЬНЫМ
_________________________________________________

Когда самолет легко и свободно выписывает в воздухе фигуры высшего пилотажа, трудно оторвать от него взгляд. Но далеко не каждый знает, что за легкостью, с которой выполняется полет, — месяцы и годы напряженных тренировок летчика на земле и в воздухе.
— Сделаешь раз за сто, — говорит Игорь, — вот и будет просто.
При подготовке к ответственным соревнованиям спортсмен-летчик обычно в течение одной тренировки выполняет три-четыре вылета (или, как принято говорить, зоны). В каждой зоне отрабатывается в среднем 50 фигур. За тренировку их количество достигает 150—200. Игорь как-то подсчитал вместе с Алексеем Пименовым, что при подготовке к чемпионату мира спортсмен-летчик выполняет в среднем около десяти тысяч фигур. Если учесть, что почти на каждой фигуре высшего пилотажа летчик испытывает знакопеременную перегрузку в рабочем диапазоне от —5 до + 7, то становится ясно, как трудно приходится ему в воздухе.
Во время пилотажа какая-то неведомая сила то стремится вытянуть его из кабины, то с еще большей силой прижимает к сиденью. Перепады перегрузок порой достигают 14 (от + 8 до —6). Кровь то отливает от головы — темнеет в глазах, то приливает так, что могут лопнуть кровеносные сосуды глаз. Удельный вес крови становится равным железу. Нелегко ее проталкивать сердцу.
Большое физическое напряжение, чередование перегрузок, кратковременное состояние невесомости — все это требует от летчика-спортсмена большой точности движений, координации действий в воздухе. Помимо того, ему надо следить за порядком выполнения фигур, вести непрерывную пространственную ориентировку, наблюдать за сохранением места пилотажа, высотой, скоростью, контролировать работу двигателя. Судите теперь сами, какого разностороннего физического развития требует современный высший пилотаж.
И когда приходится наблюдать, как спортсмен, хорошо владеющий техникой высшего пилотажа, чисто отработав первую половину комплекса, начинает допускать ошибки: растягивает комплекс по месту, не выдерживает диапазон высот и даже пропускает отдельные фигуры, становится ясно — он недостаточно подготовлен физически.
Игорю Егорову при пилотировании незаменимую услугу оказывает его отличное физическое развитие.
И конечно, немало времени и труда уходит у него на то, чтобы поддерживать себя в хорошей спортивной форме. Методику занятий он строит прежде всего на своих индивидуальных особенностях. Исходя из них, старается определять необходимые физические упражнения. Набор их довольно разнообразен. Это упражнения на спортивных снарядах (лопинг, стационарное гимнастическое колесо), элементы спортивной гимнастики, спортивной акробатики с ее разновидностями (особенно упражнения на батуте), утренняя гимнастика, кроссы, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжи и многое другое.
Если первая группа упражнений (на тренажерах) способствует тренировке вестибулярного аппарата, координации движений, адаптации (быстрому приспособлению организма к действию раздражителей) в условиях знакопеременных перегрузок, то вторая группа (утренняя гимнастика) помогает поддерживать отличное состояние всего организма, служит залогом хорошего здоровья. И та и другая группа упражнений необходима, но все же основной Игорь считает первую, особенно в период методических сборов. В это время он работает по следующему недельному плану: первый день — кросс, лыжные прогулки; второй — элементы основной и спортивной гимнастики, акробатика, батут, лопинг, тренажеры; третий — спортивные игры или плавание; четвертый — отдых; пятый — элементы основной и спортивной гимнастики, акробатика, батут, лопинг, тренажеры; шестой — гимнастика, акробатика, тренажеры; седьмой — отдых.
В зависимости от того, какие задачи стоят перед спортсменом в данный момент, он применяет иногда недельный цикл как по видам упражнений, так и по объему и интенсивности. Но одно остается неизменным — регулярность занятий. Ведь прекратить их хотя бы на несколько дней — значит снизить активность организма.
Комплексная физическая подготовка дала Игорю многое. Он крепок и вынослив. На пилотаже прекрасно ориентируется в пространстве, легче, чем, многие, переносит многократные перегрузки на высшем пилотаже. У него много своих «маленьких хитростей». Мне не раз приходилось быть свидетелем того, как Игорь Егоров буквально за несколько минут до вылета делал стойки на руках и другие упражнения, после которых легче переносятся перегрузки.