Сph01еньор Хосе Луис Арести (Jose Luis Aresti Aguirre) создал систему графического изображения фигур высшего пилотажа с целью дать всем авиаторам в мире, где разговаривают на сотне языков и тысячах диалектов, простой и понятный язык и обеспечить дальнейший прогресс артистических полетов.

ph02

Аэрокриптографическая система Арести (Aerocriptographic Aresti System) была официально принята ФАИ в 1961 году.

К настоящему времени система претерпела множество усовершенствований, принятая методология позволяет создавать новые фигуры, следуя за развитием авиатехники и спорта высшего пилотажа.

Каталог можно приобрести на официальном сайте http://www.arestisystem.com/

В настоящее время используются две компьютерные программы для рисования пилотажных комплексов, использующие систему Арести:

- Aresti – требует установки Microsoft Visio, создана и распространяется Аланом Кассиди (Alan Cassidy) https://freestyleaviation.co.uk/home/sequence-drawing-software-aresti/

- Open Aero, работает внутри интернет браузера в режимах on-line и off-line (Google Chrome предпочтителен, работает с Windows, OSX, Linux, iOS и Android)
www.openaero.net

Используя любую из этих программ, убедитесь, что вы работаете с обновленной версией, соответствующей действующим правилам СИВА.


СЕМЬИ

1. Сжатая система Арести состоит из следующих семей фигур:

1.1. Семья 1 – Линии и углы

1.2. Семья 2 – Виражи и виражи с бочками

1.3. Семья 3 – Комбинации линий

1.4. Семья 4 – Не используется

1.5. Семья 5 – Повороты на вертикали

1.6. Семья 6 – Колокола

1.7. Семья 7 – Петли и восьмерки

1.8. Семья 8 – Комбинации линий, углов и петель

1.9. Семья 9 – Бочки и штопора

БАЗОВЫЕ ФИГУРЫ И ДОБАВОЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

2. Семьи с 1 по 8 содержат диаграммы, показывающие линию пути самолета, каждая диаграмма определена как «Базовая фигура». Многие из таких базовых фигур (например 7.5.1, петля) могут выполняться без модификации и рассматриваться как законченная фигура пилотажа. Другие (например 7.6.1, петля с полубочкой) не могут быть выполнены без добавления дополнительного элемента.


Рисунок 1

3. В базовых фигурах полет с положительными или нулевыми углами атаки показаны сплошной линией; полет с отрицательными углами атаки показан прерывистой линией. В этом описании точечная линия используется, когда не указываются определенные углы атаки. Линии полета могут быть вертикальными, горизонтальными и под углом 45° к горизонту. Другие углы не разрешены. Каждая фигура начинается и заканчивается в горизонтальном полете, изображенными соответственно маленьким кружком и короткой поперечной линией. Поперечная линия вертикальная для фигур, заканчивающихся вдоль основной оси пилотажа и горизонтальная для фигур, заканчивающихся вдоль поперечной оси.

4. Семья 9 содержит символы, представляющие разнообразные вращения самолета. Они определены как «Добавочные элементы» и не могут рассматриваться как отдельные фигуры. Добавочный элемент из Семьи 9 должны всегда быть наложены на базовые фигуры Семей 1, 5, 6, 7 или 8. Тогда это может формировать законченную фигуру пилотажа.

5. Элементы Семьи 9 могут быть следующих типов: элеронные вращения без или с фиксациями (a) и (b), штопорные вращения (c) и (d) или штопора (e) и (f). Штопорные вращения и штопора могут быть положительными (прямыми) (c) и (e), или отрицательными (обратными) (d) и (f). Используемые условные символы:


Рисунок 2a

6. Элеронные вращения обозначаются стрелкой, изогнутой в направлении полета. Штопорные вращения обозначаются равнобедренным треугольником, штопора – прямоугольным треугольником. В штопорных вращениях хвостик в вершине символа указывает направление полета. Штопора могут выполняться только на вертикальных нисходящих линиях, устанавливаемых с горизонтального полета.


Рисунок 2b

ИЗОБРАЖЕНИЕ ДОБАВОЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

7. В Семьях 1 - 8 добавочные элементы условно обозначаются включением одного из четырех возможных символов:

Рисунок 3

7.1. Символ обязательной полубочки (Рис. 3a). При наличии этого символа на горизонтальной или 45° линии самолет должен выполнить вращение, чтобы изменить положение на 180° по отношению к первоначальному, чтобы геометрия фигуры была правильной. Это может быть достигнуто простым вращением на 180° или комбинацией вращений, приводящей к тому же результату (Рис. 4).


Рисунок 4

7.2. Символ необязательного вращения (Рис. 3b). При наличии этого символа на горизонтальной или 45° линии самолет может совершать вращение, кратное 360°, например, бочку или двойную бочку (Рис. 5).


Рисунок 5

7.3. Символ необязательного вращения на вертикали (Рис. 3c). При наличии этого символа на вертикальной восходящей или нисходящей линии суммарное вращение может приводить к изменению положения кратно 90°. Это может быть достигнуто одним добавочным элементом или комбинацией таких элементов.


Рисунок 6

7.4. Символ необязательного штопора (Рис. 3d). Когда базовая фигура из Семей 1 или 8 начинается с нисходящей вертикальной линии, первым вращением добавочного элемента может быть штопор с горизонтального полета вместо установления вертикальной линии взятием ручки на или от себя и дальнейшего вращения.


Рисунок 7

ВЕЛИЧИНА ВРАЩЕНИЯ

8. Непрерывное вращение может быть кратным 90°, но не может превышать 720°.


Рисунок 8

ПРАВИЛА ЦВЕТА

9. Когда рисунок печатается в цвете, перевернутый полет, отрицательные штопорные вращения и обратные штопора могут быть обозначены красным. Соответствующие положительные элементы всегда обозначены черным (штопорные и штопора – не закрашенным контуром).

ПРАВИЛА «УГЛОВ»

10. Все базовые фигуры за исключением Семьи 1.1 показывают линию полета, включающую части петель. Когда такой элемент петли имеет по крайней мере 180° тангажа, он обозначается кривой линией. Когда тангаж менее 180°, элемент показан как «угол». Несмотря на то, что для удобства фигуры обозначаются таким образом, все такие углы должны быть интерпретированы как непрерывные кривые постоянного и видимого радиуса.


Рисунок 9

КАТАЛОГОВЫЕ НОМЕРА И КОЭФФИЦИЕНТЫ СЛОЖНОСТИ

11. Все базовые фигуры Семей 1 - 8 определяются в соответствии с 3-значной системой. Первая цифра указывает Семью, к которой принадлежит фигура. Вторая цифра показывает ряд и третья – колонку, в которых расположена фигура. Цифры разделены точками.

12. Как правило, фигуры в колонках 1 и 2 восходящие, те, что расположены в колонке 1 начинаются в прямом полете, в колонке 2 – в перевернутом. Фигуры в колонках 3 и 4 нисходящие, колонка 3 начинается в прямом полете, колонка 4 – в перевернутом.


Рисунок 10

13. Каждый из добавочных элементов вращения из Семьи 9 определены в соответствии с 4-значной системой. Первая цифра всегда 9. Второе число соответствует типу вращения, третье (ряд) – направлению линии полета и четвертое (колонка) – величине вращения, кратной 90°.


Рисунок 11

14. Коэффициент сложности (K) для базовых фигур указан в кружке рядом с символом.

15. Когда базовая фигура и один или более добавочных элементов комбинируются в сложную фигуру, суммарный коэффициент сложности K для фигуры является суммой коэффициентов сложности для составляющих элементов.


Рисунок 12

МНОГОКРАТНЫЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ И НЕСВЯЗАННЫЕ ВРАЩЕНИЯ

16. Многократные непрерывные вращения показаны с короткой линией, связывающей концы символов.


Рисунок 13

17. Рисунок 3 показывает различные символы, указывающие где элементы вращения могут быть присоединены. Параграф 7 иллюстрирует, как это должно выглядеть графически. Где бы не появлялся символ вращения:


Рисунок 14

элемент вращения может состоять из одного,


Рисунок 15

или комбинации двух (не более) вращений.


Рисунок 16

18. По определению, существует три типа вращений (см. Также параграф 5):

18.1. Элеронные вращения (непрерывные или с фиксациями),

18.2. Штопорные вращения (положительные или отрицательные)

18.3. Штопора (прямые и обратные)

19. Когда комбинируются вращения одного типа, они должны выполняться в противоположных направлениях и это должно быть показано положением концов символов.


Рисунок 17

Если элементы вращений различаются по типу, они могут быть противоположными,


Рисунок 18

или того же направления, но не связанными.

Рисунок 19

20. Несвязанные вращения одного и того же типа и направления не разрешены.


Рисунок 20

21. При выполнении несвязанных или противоположных вращений между ними должна быть короткая, но заметная пауза, как во вращении с фиксациями.

22. Каталоговые номера и коэффициенты сложности принимаются во внимание при описании и определении суммарного коэффициента сложности фигуры.


Рисунок 21

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ШТОПОРНЫЕ ВРАЩЕНИЯ

23. Положительные штопорные вращения проще выполнять на линиях с положительными углами атаки (непрерывная линия). Аналогично, отрицательное штопорное вращение проще выполнять на линии с отрицательными углами атаки (прерывистая линия). Таким образом, для каждого типа штопорных вращений в каждом конкретном направлении полета существуют два коэффициента сложности. Когда штопорное вращение выполняется немедленно после сегмента петли, на нее переносится нагрузка петли.


Рисунок 22

24. В случае некоторых вертикальных линий, например после частичной или полной элеронной бочки или штопора, поворота на вертикали или колокола, угол атаки считается нулевым. В этих случаях, штопорному вращению соответствует меньший из двух возможных коэффициентов сложности.


Рисунок 23

25. В случае, если штопорное вращение инициировано с положения «на ноже», коэффициент сложности K определяется тем, производится срыв с использованием верхней педали РН или нижней (отклонение РН вверх или вниз). Когда используется верхняя педаль (РН отклоняется вверх), берется меньший коэффициент, больший коэффициент соответствует применению нижней педали (РН отклоняется вниз).

Отклонение РН вверх Отклонение РН вниз

Рисунок 24

ПРЯМЫЕ И ОБРАТНЫЕ ШТОПОРА

26. Прямой (ручка управления на себя) штопор всегда начинается с прямого полета, обратный (ручка управления от себя) штопор всегда начинается с обратного полета.

27. В комбинации с другим вращением - противоположной или несвязанной, штопор должен быть первым из двух элементов.


Рисунок 25