Высший пилотаж


Самолетный спорт стал развиваться в мире с первых полетов самолетов в 1903 году. Каждый полет был рекордным в соответствии с олимпийским лозунгом «Быстрее, выше, сильнее».

27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем П. Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Пилоты соревновались как в изобретении новых фигур, так и в многократности повторений уже известных.

Некоторые фигуры пилотажа были изобретены военными летчиками на заре авиации для воздушных боев Первой мировой войны. Теперь высший пилотаж – это и самый зрелищный и технически сложный вид самолетного спорта, требующий использования предельных возможностей как самолета, так и летчика.

В 1905 году была образована Международная авиационная федерация (ФАИ – FAI, Fédération Aéronautique Internationale). В настоящее время ФАИ признана Международным олимпийским комитетом международной спортивной федерацией, объединяет 10 авиационных видов спорта.

Самолетный спорт в ФАИ представлен двумя различными видами спорта: спортом любительской авиации (General Aviation) и высшим пилотажем (Aerobatic).

Первый чемпионат мира ФАИ по высшему пилотажу на поршневых самолетах был проведен в ЧССР в 1960 году, первый Чемпионат Европы – в Дании в 1975 году. Чемпионаты Мира и Европы проводятся, чередуясь, раз в два года.

Чемпионаты мира и Европы по высшему пилотажу проводятся в категориях

  • Unlimited (ПСВП класс неограниченный),

  • Advanced (с 1995 г., ПСВП класс с ограничениями),

  • Yak – 52 (с 2008 г., ПСВП класс Як-52),

  • Intermediate (с 2014 г., проводится по программе соревнований Як-52 на любых поршневых самолетах)

Программы соревнований постоянно совершенствуются. Усложнение программ соревнований заставляет конструкторов постоянно работать над совершенствованием самолетов, что, в свою очередь, позволяет еще более усложнить и разнообразить пилотаж. Таким образом, соревнования по высшему пилотажу это не только соревнования летчиков, но и конструкторов.

Советская, а затем и Российская, команда является одной из ведущих в мире. Команду отличает ярко выраженный стиль пилотажа, школа, созданная выдающимися спортсменами.

В разные годы абсолютными чемпионами мира в категории Unlimited (высший уровень) – обладателями Кубка Арести - становились наши спортсмены: Владимир Мартемьянов (1966), Игорь Егоров (1970), Виктор Лецко (1976), Виктор Смолин (1982), Виктор Чмаль (1996), Михаил Мамистов (2001, 2011, 2017), Сергей Рахманин (2003, 2005).

Абсолютными чемпионками Мира среди женщин становились Галина Корчуганова (1966), Светлана Савицкая (позднее дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР) (1970), Лидия Леонова (1976), Валентина Яикова (1978), Халидэ Макагонова (1984), Любовь Немкова (1986), Наталья Сергеева (1990), Светлана Капанина (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011), Елена Климович (2009).

Неоднократными чемпионами и призерами чемпионатов мира и Европы Unlimited становились Витольд Почернин, Алексей Пименов, Людмила Мочалина, Николай Никитюк (трижды абсолютный чемпион Европы), Ирина Адабаш, Евгений Фролов (ведущий летчик-испытатель ОКБ им.П.О.Сухого, Герой России), Юргис Кайрис, Александр Любарец, Светлана Кабацкая, Елена Климович (Абсолютная чемпионка Европы – 2010, 2012), Сергей Рахманин (Абсолютный чемпион Европы – 1999), Светлана Федоренко (Абсолютная чемпионка Европы 1999, 2004), Михаил Мамистов (Абсолютный чемпион Европы – 2004, 2006, 2008, 2012, 2016), Светлана Капанина (Абсолютная чемпионка Европы - 1997, 2006, 2014, 2016) Николай Тимофеев, Александр Кротов, Олег Шполянский, Валентина Дрокина, Лариса Радостева и другие.

В категории Advanced (второй по сложности уровень) чемпионами мира в многоборье стали Владимир Попов (2000), Александр Курылев (2006), Антон Беркутов (2012), Роман Овчинников (2018). Алла Чекалова стала абсолютной чемпионкой Европы 1998 г.

Чемпионами мира по высшему пилотажу на самолетах Як-52 в многоборье стали Антон Беркутов (2008), Александр Мякишев (2009), Владимир Котельников (2012, 2014). Олег Шполянский (2017).

Высший пилотаж включен в программу Всемирных воздушных игр (ВВИ). Михаил Мамистов завоевал титул чемпиона ВВИ в 2001 г., Светлана Капанина – чемпионки ВВИ среди женщин 1997, 2001 гг. Призерами Игр становились Н.Тимофеев, Е.Климович, С.Лупанова, С.Федоренко.

Усложнение программ соревнований заставляет конструкторов постоянно работать над совершенствованием самолетов, что, в свою очередь, позволяет еще более усложнить и разнообразить пилотаж. Таким образом, соревнования по высшему пилотажу это не только соревнования летчиков, но и конструкторов. Советская и Российская команды до последнего времени летали и завоевывали высшие ступени пьедестала почета на отечественных самолетах фирм Яковлева и Сухого, принимая непосредственное участие в их создании. Самолеты Су-26 и Су-31 благодаря современным технологиям и широкому применению композиционных материалов позволяют летчикам выполнять программы соревнований с перегрузками ± 12 и по праву считаются одними из лучших пилотажных самолетов в мире. Самолеты Су-31 и Су-26М3, оборудованы уникальной катапультной системой, разработанной совместными усилиями ОКБ Сухого и НПО «Звезда» и модифицированным двигателем М9.

К сожалению, выпуск отечественных спортивных пилотажных самолетов прекратился. Спортсмены осваивают авиационную технику соперников – самолеты Extra и Xtreme производства Германии.

Высший пилотаж требует больших материальных и физических затрат для достижения высших результатов, число стран, участвующих в международных соревнованиях ограничено. Наиболее конкурентно способными являются спортсмены и команды стран с мощной государственной поддержкой (Франция) и высоким уровнем доходов (США).
Подготовка спортсменов проходит в аэроклубах на аэродромах ДОСААФ России и авиации общего назначения (АОН).
Основной базой подготовки спортивных сборных команд России по самолетному спорту (высший пилотаж) является аэродром Дракино Серпуховского района Московской области.