РАКИТИН Борис Владимирович (1942-2019)


 

Борис Владимирович родился в блокадном Ленинграде.

Спортивная авиация в нашей стране тесно связана с именем Бориса Владимировича Ракитина, многие яркие страницы в истории высшего пилотажа на спортивных самолетах были написаны с участием Ракитина.

С чего все начиналось? Может быть, с учебы в Казанском авиационном институте в 60-е годы, а, может быть, с увлечения планерным спортом. Борис Владимирович участвовал в чемпионатах СССР по планерному спорту в 1967-1971 годах, был кандидатом в мастера спорта. В те годы это было скорее правилом (вспомните хотя бы С.П. Королева) - инженер не просто в тиши конструкторского бюро изучал тонкости аэродинамики и фантазировал новые самолеты, а пытался всё изучить и понять на практике. Гораздо позднее это тесное переплетение теории и практики будет отличать спортивные самолеты ОКБ Сухого.
Борис Владимирович окончил Казанский авиационный институт в 1967 году и поступил на работу в Казанское ОКБ спортивной авиации, созданное по инициативе М.П. Симонова.

С 1971 г. работал на конструкторских должностях в филиале ОКБ Сухого в городе Комсомольске-на-Амуре, где принимал непосредственное участие в создании семейства самолетов Су-17, Су-27.

В 1981 г. был назначен на должность заместителя Главного конструктора – начальника филиала. В том же году был переведен в Москву на должность заместителя начальника Главного управления по опытной тематике МАП СССР.

В 1984 г. вернулся в ОКБ Сухого в качестве Главного конструктора с исполнением обязанностей директора завода.

В 1984 году Председатель ЦК ДОСААФ СССР С.И. Харламов обратился в ОКБ Сухого с просьбой создать новый надежный спортивный самолет для сборной команды страны. Идейным вдохновителем принципиально нового самолета для высшего пилотажа стал генеральный конструктор М.П. Симонов. В мае 1984 года руководителем тематики спортивных самолетов в ОКБ Сухого был назначен Б.В. Ракитин. В ОКБ Сухого решили расширить возможности пилота и самолёта, воплотив идеи опытных летчиков-спортсменов и молодых инженеров-конструкторов, в том числе студентов Московского авиационного института, позволившие улучшить маневренность и управляемость. Успех нового самолета был в том, что не было заранее определено невозможное. А теоретические идеи были серьезно доработаны на практике – непосредственно на аэродроме совместно с национальной сборной по высшему пилотажу.

Так появился первый спортивный самолет для высшего пилотажа ОКБ Сухого, позднее названный Су-26. Эксплуатационные нагрузки были увеличены до –10/+12. Специальные сплавы, композиционные материалы, специальное антропометрическое кресло - это лучший самолет для лучших летчиков планеты.

В 1991 г. Борис Владимирович вступил в должность директора завода – первого заместителя Генерального конструктора. В 1992 г. полностью перешел на конструкторскую работу и был назначен на должность заместителя Генерального конструктора. В период с 1995 по 2000 годы являлся Генеральным директором ОАО «Передовые технологии Сухого», после чего в ОКБ Сухого работал в должности Главного конструктора по авиации специального назначения.

Борис Владимирович Ракитин с 1984 г. непосредственно участвовал в создании спортивно-пилотажных самолетов Су-26М, Су-29, Су-31М, на которых впервые была отработана новейшая технология применения высокопрочных композиционных материалов, и на некоторых их них установлена сверхлегкая надежная система спасения летчика СКС-94, разработанная совместно с НПП «Звезда». Также он руководил созданием сельскохозяйственного самолета Су-38Л.

Первые медали Су-26 были завоеваны в 1986 году на тринадцатом чемпионате мира по высшему пилотажу на спортивных самолетах в Великобритании – 16 из 33. И многие годы семейство спортивных самолетов ОКБ Сухого продолжало развиваться во многом благодаря энтузиазму Бориса Владимировича.

На спортивных самолетах «Су» завоевано более 400 медалей на международных соревнованиях по высшему пилотажу, из которых более 200 – золотые.

Борис Владимирович был влюблен в авиацию, сам летал на планерах и спортивных самолетах в аэроклубе города Казани, был инициатором создания аэроклубов в г. Комсомольске-на-Амуре и в ОКБ Сухого, курировал юношескую планерную школу в ОКБ. Он обладал открытым характером, прекрасным чувством юмора, был доброжелателен к людям, готовым прийти на помощь в трудную минуту.

Особый вклад Б.В. Ракитина в развитии отечественного авиастроения отмечен государственными и ведомственными наградами. Он является Лауреатом Государственной премии, награжден орденом Почета, медалью «За доблестный труд». Удостоен ведомственного звания «Почетный авиастроитель». В ОКБ Сухого Б.В. Ракитин стал лауреатом престижной Премии имени П.О. Сухого 2 степени, занесен в Книгу Почета предприятия.